Битва титанов: кровавый пастор против шоколадины

порошенко

В политическом пространстве Украины назревает серьезная схватка, следствием которой станут досрочные выборы всех уровней и, соответственно, смена политических элит в Украине. Начал «спецоперацию» с огромными последствиями секретарь СНБО Украины Александр Турчинов. А оппонентом Турчинова в этом поединке является не кто-нибудь, а президент Порошенко.

А как иначе можно оценить абсолютно противоположные заявления Турчинова и Порошенко по их видению завершения в Украине АТО? Глава СНБО Александра Турчинов высказался кардинально: нужно завершить АТО и начать совершенно новый формат защиты страны, в том числе — ввести военное положение. Порошенко же через некоторое время заявил следующее: у нас нет альтернативы Минску и мирный план он отменять не будет.

Собственно, этот спор, считают эксперты, является первым свидетельством очень вероятного большого конфликта между двумя «титанами»: Турчиновым и Порошенко. Далее он будет лишь обостряться и совсем скоро мы увидим его последствия.

Свои версии дальнейшего развития событий рассказали военный эксперт Олег Жданов, директор Института трансформации общества Олег Соскин и политический аналитик Ярослав Макитра.

Почему, по вашему мнению, Турчинов начал прямое столкновение с Порошенко. Для чего и что об этом говорит?

Ярослав Макитра:

Конфликт между Турчиновым и Порошенко неизбежен. Но его обострение мы увидим чуть позже. Думаю, что жестокая война на выживание начнется где-то осенью или в начале следующего года.

А то, о чем мы сейчас наблюдаем, можно назвать лишь недоразумением, которое происходит в середине их конфигурации. На данном этапе БПП и Народный Фронт взаимосвязаны. Им приходится сейчас еще держаться этого союза. Однако обе стороны прекрасно понимают, что рано или поздно эта власть уйдет. Поэтому уже сейчас каждый пытается самостоятельно строить свое политическое будущее, но вместе с тем пределы они еще не переходят. Сейчас Порошенко и Турчинов ставят на разные вещи: глава СНБО — на тематику войны, АТО, патриотизма, а президент — на международные темы.

Олег Соскин:

А я считаю, что эти события иначе, как прямым столкновением, и не назовешь. Свидетельством начала очень серьезного конфликта является, собственно, недавнее заявление секретаря СНБО Александра Турчинова о том, что нужно наконец завершить АТО и начать новый формат защиты страны. Это же кардинально противоречит политике президента и снижает его рейтинги.

Идет на конфликт Турчинов абсолютно осознанно. И я объясню — почему. В Турчинова, как у властной персоны, очень слабые позиции. Он всего-навсего лишь секретарь СНБО. Соответственно, очень серьезно зависит от Порошенко. А таких секретарей в разных президентов было множество. И использовать и уволить их очень просто.

Вот, например, как в свое время президент Кучма использовал тогдашнего главу СНБО Евгения Марчука. А ситуация и договоренности тогда были очень похожи: Кучма уговорил Марчука поддержать его на выборах и не вступать с ним в прямую конфронтацию. Вместо этого он дал ему определенные гарантии и назначил на должность секретаря СНБО. А потом устранил. И Марчук больше не поднялся.

Порошенко постоянно использует схемы, которые работали у Кучмы и Януковича. И вот сейчас подходит момент, когда он хочет устранить нынешнего главу СНБО. Это логично: ведь Турчинов набирает вес, он влияет на Народный фронт и на часть БПП. Турчинов также очень тесные связи с Тимошенко. И в любой момент может возобновить с ней ситуативное партнерство.

В этой ситуации Турчинов сделал очень правильно: это ход на опережение. То есть, чтобы его не отстранили, он начал «спецоперацию» с огромными последствиями. Поэтому мы и наблюдаем начало очень серьезного конфликта.

То есть заявление по переформатированию АТО Турчинов сделал исключительно ради самосохранения?

Олег Соскин:

Это одна из причин. Скажем, это его задача минимум. Я рассматриваю еще более глобальный вариант: эти заявления дали старт компании по устранению Порошенко с поста президента Украины. Эта тема как раз может объединить его и с Юлией Тимошенко, и с другими фигурантами, которые будут бороться за этот пост.

Поэтому вскоре Турчинов сделает еще не одно заявление, которое противоречит официальной позиции президента и одновременно серьезно повлияет на рейтинги последнего. Конечно, в сторону понижения.

Олег Жданов:

И сама возможность — остаться в высшем эшелоне власти Украины — является огромной преференцией для современного украинского политика. А когда им «светит» возможность нарастить свое влияние или занять более серьезную должность, они вообще готовы на все. Я веду к тому, что в данном случае я не исключаю даже такого, на первый взгляд, невероятного сценарий Турчинов хочет досрочных выборов. Прежде всего -президентських.

Своим рейтингом он поддержит кого-то из кандидатов во втором туре президентских выборов. Это может быть даже Юлия Тимошенко. А почему нет? Они горшки не били. Он просто вместе с Аваковым вышел из «Батькивщины» и перешел к Яценюку. Впоследствии он дистанцировался и от Народного Фронта. Несколько лет он уже позиционирует себя как самостоятельного политика, достаточно сильного и резкого. Арсен Аваков также выставляет себя «действенным министром», который сделал якобы «единую действенную реформу» в стране — реформу МВД.

В этот контекст как раз хорошо ложится заявление о переформатировании АТО. Ею он поддержал свой ореол «кровавого пастора», набрал вес, рейтинга. Даже если Порошенко перехватит инициативу, Турчинов всегда может сказать: «Это я сделал. Я об этом сказал первым и заставил власть завершить АТО ».

Преференции в таком случае мог бы получить Турчинов?

Олег Жданов:

Президентом Турчинов не станет точно: он даже себя не выставлять в качестве кандидата. А вот председателем Верховной Рады или премьер-министром — запросто. Эти должности ему может обеспечить Тимошенко или любой другой кандидат, выиграет досрочные выборы президента.

К слову, спикером ВР Турчинов был далеко не худшим. Особенно, если сравнивать его с Володей Гройсманом или Парубием.

Каким образом будет развиваться этот конфликт дальше: сценарии возможны?

Олег Жданов:

В общем можно говорить о двух вероятных сценария: силовой вариант и досрочные выборы. Впрочем, я не думаю, что будет какое-то вооруженное противостояние. Ведь в таком случае Украина имеет все шансы развалиться на отдельные княжества, которые поделят между собой различные государства. Поэтому этот риск все понимают. Кроме того, народ настолько устал, что сейчас он на баррикады не пойдет.

Хотя, если анализировать арсенал, которым на данный момент владеет каждый из участников конфликта, то я бы сказал, что преимущество как раз на стороне главы СНБО. Ведь МВД и Национальная гвардия в стопроцентном подчинении Авакова, который фактически на стороне Турчинова.

Ресурс Порошенко: прокуратура, СБУ, ну, и еще судебная система будет на его стороне. И это все, что у него есть. По ВСУ, которые подчиняются президенту, то я не уверен, что в случае какого-то силового противостояния, они встанут на его сторону. Способность ВСУ идти в бой против своих очень низкая. Начальник Генштаба, конечно, клянется президенту, который может обеспечить как минимум три мобильные бригады для защиты Киева в случае необходимости. Но такая вероятность близка к нулю.

Олег Соскин:

В этом противостоянии в выигрышной ситуации находится однозначно Турчинов. Он играет на опережение и делает это системно. Турчинов однозначно уже переговорил с «Народным Фронтом», с частью франкции БПП, я думаю, и «Батькивщина» будет на его стороне, а также «Самопомощь» и часть внефракционных депутатов. С ними определенных договоренностей уже достигнуто. Колеблется только Ляшко.

Поэтому, по моему мнению, политическое урегулирование этого конфликта вполне вероятным. Начнется все с того, что депутаты начнут массово вставать и говорить, что коалиции не существует, что Верховная Рада нелегитимна, что нужно распускать власть. А общество это поддержит «на ура». И при поддержке населения состоится роспуск ВР. А дальше все просто: пойдет цепочка досрочных выборов в Украине: парламентских, президентских и местных советов.

Ярослав Макитра:

Силовой блок и политические нюансы, конечно, это важно, но не надо забывать и о финансово-экономические ресурсы. Сейчас ситуация такова, что финансы сосредоточены в группы Порошенко. А деньги очень важным фактором влияния в каждой конфликтной ситуации.

Мы, к слову, еще забыли о НАБУ. Я не относит эту структуру ни туда, ни сюда. Это сегодня более или менее независимый орган, который себе работает по отдельному плану. Они «чистят» все политические силы.

Поэтому паритет сил у Порошенко и Турчинова примерно одинаков: 50 на 50.

А чем может ответить Порошенко?

Олег Соскин:

Пока ничем. Просто Порошенко с компанией ведут себя очень растерянно. Они не знают, что со всем этим делать.

Но, думаю, что он попытается максимально оттянуть выборы во времени. Также он сделает все для того, чтобы досрочные президентские и парламентские выборы состоялись одновременно: чтобы внимание НЕ концентрировалась на одной точке. За это время он попытается мобилизовать силы. Чтобы в случае проигрыша президентских выборов взять как можно больше на парламентских выборах и иметь хотя бы самую большую фракцию в парламенте. В конце концов, это тот максимум, на который он может сейчас рассчитывать.


Написал: Валентин Зубов

Кредо: Валентин Зубов - ведущий журналист Pervomaysk.in.ua, уроженец города Донецк. С 1998 года работал в издании Остров. После открыл свой онлайн-проект, закрывшийся в 2014-ом году после оккупации Донецка. Шесть лет работает в издании Pervomaysk.in.ua. Основные темы: коррупционные расследования в госорганах власти.